Новости
Content
e-mail: kirov@sanepid.ru Сегодня: 28.04.2024
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области”
Все виды санитарно-эпидемиологических экспертиз, лабораторных исследований.
Защита прав потребителей.
ПРЕЙСКУРАНТ ПРЕЙСКУРАНТ
РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫРАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА УСЛУГИ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ


ОТЗЫВОТЗЫВ О РАБОТЕ ЦЕНТРА
ОТЗЫВОТЗЫВ О КАЧЕСТВЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОРГАНОМ ИНСПЕКЦИИ
Новости
О проведении социологического исследования среди молодежи по тематике защиты прав потребителей 11.12.2012

О проведении социологического исследования среди молодежи по тематике защиты прав потребителей


В период с 01.11.2012 по 30.11.2012 консультационным центром и пунктами для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» было проведено социологическое исследование, целью которого являлось выявление уровня правовой грамотности молодежи в вопросах защиты прав потребителей.

Анкетирование осуществлялось во время выездных лекций, семинаров, непосредственно при консультировании. Объем респондентов – 895 человек (мужчин – 301(34%), женщин – 594 (66%)), возраст – от 13 до 33 лет.

По итогам опроса были получены следующие результаты:
82% респондентов знают о существовании закона РФ «О защите прав потребителей», причем 10% из них часто используют его или изучают. И лишь 8% опрошенных не знает о данном законе, что свидетельствует о высоком уровне осведомленности молодежи.


Рисунок 1 – Осведомленность молодежи о существовании Закона РФ «О защите прав потребителей»

Для 45% респондентов важно получить полную консультацию продавца до совершения покупки, чуть меньшему количеству опрошенных (44%) консультация при выборе нужна не всегда, так как они обладают достаточной информацией о свойствах приобретаемых товаров. 11% граждан отказываются от консультаций вообще. Таким образом, более половины респондентов (55%) полагаются исключительно на свои познания при выборе товаров, отказываясь от консультаций, то есть сознательно ограничивают свое право в получении полной и достоверной информации о товарах.
 

Рисунок 2 – Необходимость в консультировании до совершения покупки

Анализ анкетирования показал, что большинство опрошенных сталкивались с ситуацией приобретения товара ненадлежащего качества (84 %), не сталкивались – 16 %. В структуре приобретенных некачественных товаров преимущественно продовольственные – 43%, примерно одинаковое количество респондентов столкнулись с покупкой обуви (15%) и одежды (12%) ненадлежащего качества, непригодных к использованию бытовой техники (8%) и мобильных телефонов (9%). Лекарственные препараты и изделия медицинского назначения приобретали лишь 2% опрошенной молодежи. Данная структура обусловлена особенностями потребительского спроса молодежи, которая ввиду своего возраста пока еще не связана с приобретением дорогостоящих технически сложных товаров, недвижимости, оказания услуг ЖКХ и т.п.
 

Рисунок 3 – Приобретенные товары ненадлежащего качества

При обнаружении недостатка в товаре 64% респондентов пытались защитить свои права, из них: претензионный порядок разрешения спора для себя выбрали 48% опрошенных, 13% обращались за помощью к организации, специализирующейся на защите прав потребителей, 3% составили жалобы в Управление Роспотребнадзора. Более трети опрошенной молодежи (36%) не отстаивали свои права никаким образом.
 

Рисунок 4 – Действия потребителя при приобретении товара ненадлежащего качества

При обнаружении недостатков в товаре пытались вернуть все понесенные расходы 70% опрошенных, причем 11% также желали, чтобы продавец был оштрафован. Отказывались от поиска справедливости - 19% опрошенной молодежи, считая, что это слишком хлопотно.
 

Рисунок 5 – Желание потребителя о компенсации ущерба при продаже товара ненадлежащего качества

Полностью удовлетворены результатом 61% лиц, обратившихся за возмещением ущерба, а 14% - в результате обращения не удалось отстоять свои права. Четверть респондентов бездействовала.
 

Рисунок 6 – Удовлетворенность результатами попытки защитить свои права как потребителя

Анализ данных предшествующих диаграмм показывает, что примерно 70% респондентов желают компенсации понесенных расходов и предпринимают активные попытки для реализации своих прав. Тем не менее, доля пассивной молодежи достаточно велика – это треть опрошенных, при этом пятая часть респондентов заранее не уверена в результатах своих действий. Данная ситуация свидетельствует о необходимости повышения правовой культуры молодежи, о необходимости разъяснения объема прав гражданина-потребителя, а также разъяснения минимального алгоритма действий для эффективной защиты своих прав.

Таким образом, из результатов проведенного социологического исследования можно сделать вывод о том, что несмотря на осведомленность молодежи о существовании Закона РФ «О защите прав потребителей», четкое понятие механизма защиты своих прав у данного контингента отсутствует и, как следствие, у части возникает нежелание отстаивать свою правоту ввиду кажущейся неэффективности своих действий. Поэтому существует необходимость дальнейшей работы по повышению правовой культуры данной части населения Кировской области.



Возврат к списку новостей