Новости
Content
e-mail: kirov@sanepid.ru Сегодня: 29.04.2024
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области”
Все виды санитарно-эпидемиологических экспертиз, лабораторных исследований.
Защита прав потребителей.
ПРЕЙСКУРАНТ ПРЕЙСКУРАНТ
РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫРАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА УСЛУГИ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ


ОТЗЫВОТЗЫВ О РАБОТЕ ЦЕНТРА
ОТЗЫВОТЗЫВ О КАЧЕСТВЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОРГАНОМ ИНСПЕКЦИИ
Новости
11.06.2015

Реализация табачных изделий. Информация для потребителя.


Ежегодно 31 мая в мире проходит Всемирный день без табака.
Лозунг Всемирного дня без табака 2015 года — «Прекратить незаконную торговлю табачными изделиями»,

которая является серьезной глобальной проблемой во многих отношениях, включая вопросы охраны здоровья,

правовые и экономические аспекты, вопросы управления и коррупции.

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, в России 23.02.2013 года был принят Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Закон принят в целях охраны здоровья граждан от воздействий окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, касается всех жителей нашей страны как курящих, так и некурящих. Закон четко определяет порядок реализации табачных изделий, а также ответственность за нарушения правил продажи.

В этой связи ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» обращает внимание граждан на следующие аспекты, связанные с реализацией и потреблением табачных изделий.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон) розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. Под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

Запрещается розничная торговля табачной продукцией:

  • на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов;
  • торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции;
  • на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
  • на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Согласно ст. 20 Закона запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

Еще одним важным документом, устанавливающим требования к маркировке и реализации табачных изделий, является Федеральный закон от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию". В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.

Информация должна быть изложена на русском языке и может быть повторена на других языках или нанесена буквами латинского алфавита (в части наименования изготовителя, лицензиара и наименования табачной продукции). Текст, входящий в зарегистрированный товарный знак или промышленный образец, наносится на языке регистрации.

Средства и способы нанесения информации должны обеспечивать ее сохранность при транспортировке, хранении и реализации табачной продукции. Информация должна быть расположена таким образом, чтобы не нарушалась целостность надписей при открывании потребительской тары.

Информация для потребителя, нанесенная на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш, должна содержать (ст. 9 Федерального закона N 268-ФЗ):

  1. наименование технического регламента или информацию об обязательном подтверждении соответствия табачной продукции;
  2. наименование вида табачного изделия;
  3. наименование табачной продукции;
  4. наименование и место нахождения (адрес) изготовителя. В случае, если табачная продукция изготавливается организациями, в которых производственный процесс, качество табачной продукции, используемые при производстве сырье для производства табачных изделий и нетабачные материалы контролируются одной организацией (далее - контролирующая организация), наряду с наименованием и местом нахождения (адресом) изготовителя на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш допускается нанесение следующей информации: "Изготовлено под контролем (наименование контролирующей организации и ее место нахождения (адрес)";
  5. наименование и место нахождения (адрес) организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации и уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей. В случае отсутствия такой организации указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции. Указанная информация может быть размещена на внутренней стороне потребительской тары в месте, доступном для прочтения;
  6. сведения о наличии фильтра (для курительных изделий с фильтром);
  7. сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто в граммах (для весовых табачных изделий);
  8. предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий, нанесенные в соответствии с данным Федеральным законом;
  9. информацию о содержании смолы и никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром;
  10. знак обращения на рынке, утвержденный Правительством Российской Федерации;
  11. сведения о максимальной розничной цене в рублях, месяце и годе изготовления сигарет и папирос в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Не допускается поверх сведений о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий нанесение каких-либо элементов потребительской тары (за исключением прозрачной оберточной пленки) либо наклеивание специальной (акцизной) марки, которые закрывают поверхность, занятую сведениями о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий.

Информация должна быть достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение относительно табачной продукции и ее изготовителей, а также признаков, характеризующих табачную продукцию.

В случае, если на потребительскую тару или лист-вкладыш нанесены слова или словосочетания, содержащие дополнительные характеристики табачного изделия, такие, как "с низким содержанием смол", "легкие" и (или) "очень легкие", слова, однокоренные словам "низкий", "легкий", аналоги таких слов на иностранных языках, а также транслитерируемые с иностранных языков на русский язык аналоги таких слов, знаки и иные обозначения (за исключением зарегистрированных товарных знаков), которые создают впечатление, что такое табачное изделие менее вредно для здоровья (далее - используемое слово или словосочетание), на потребительскую тару наносится надпись: "(используемое слово или словосочетание с прописной буквы в кавычках) не означает, что данный продукт менее вреден для здоровья".

Не допускается нанесение на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш информации, содержащей утверждения о том, что:

  1. потребление данного табачного изделия (вида табачного изделия) снижает риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением табачных изделий;
  2. данное табачное изделие (вид табачного изделия) менее опасно для здоровья, чем другие табачные изделия (другой вид табачных изделий);
  3. снижен риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением данного табачного изделия (вида табачного изделия), вследствие наличия, отсутствия или пониженного содержания выделяемого при потреблении табачного изделия вещества, иного, чем вещества, указанные в ст. 6 Федерального закона № 268-ФЗ (смола, никотин, монооксид).

Предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий

На каждую единицу потребительской тары курительных табачных изделий наносятся основная предупредительная надпись о вреде курения - "Курение убивает" и одна из предупредительных надписей о вреде курения:

  1. "Курение вызывает инфаркты и инсульты";
  2. "Курение - причина рака легких";
  3. "Курение - причина хронической болезни легких";
  4. "Курение во время беременности причиняет вред Вашему ребенку";
  5. "Защитите детей от табачного дыма";
  6. "Обратитесь к врачу, чтобы бросить курить";
  7. "Курение вызывает сильную зависимость, не начинайте курить";
  8. "Курение повышает риск смерти от заболеваний сердца и легких";
  9. "Курение может стать причиной медленной и болезненной смерти";
  10. "Курение может являться причиной импотенции";
  11. "Курение вызывает преждевременное старение кожи";
  12. "Курение может вызвать бесплодие".

Каждая из предупредительных надписей о вреде курения может сопровождаться рисунками (в том числе пиктограммами), утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должна быть нанесена на примерно равное количество единиц потребительской тары одного наименования курительных табачных изделий, выпущенных изготовителем табачной продукции в обращение в течение календарного года.

Основная предупредительная надпись о вреде курения должна быть помещена на одной большей стороне (лицевая поверхность) единицы потребительской тары курительных табачных изделий, а другая предупредительная надпись о вреде курения - на другой большей стороне (поверхность, противоположная лицевой) единицы потребительской тары курительных табачных изделий. Информация, помещается в рамку черного цвета. Площадь, ограниченная рамкой, включая площадь самой рамки, должна занимать: для основной предупредительной надписи - не менее 30 процентов площади большей стороны потребительской тары, для другой предупредительной надписи - не менее 50 процентов. Указанная информация наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера. Междустрочный интервал не должен превышать высоту шрифта. Информация должна равномерно распределяться по всей площади, ограниченной рамкой.

Подтверждение соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона носит обязательный характер и осуществляется путем принятия декларации о соответствии (ст. 13 Федеральный закон от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию").

Таким образом, потребителям табачных изделий следует учитывать вышеуказанную информацию во избежание покупок, связанных с незаконной торговлей табачными изделиями. Незаконная торговля табачными изделиями наносит вред здоровью и личным интересам, так как побуждает, как правило, молодых людей к экспериментированию и употреблению табака в связи с его большей доступностью по цене (на каждой упаковке табачных изделий должна быть информация о максимальной розничной цене в рублях, месяце и годе изготовления сигарет и папирос); данный вид табачных изделий зачастую не содержит предупредительных надписей и рисунков о вреде для здоровья, в нелегальную торговлю этими табачными изделиями вовлекают детей.

Получить консультацию по вопросам реализации табачных изделий и защиты прав потребителей можно при личном обращении в Консультационный центр для потребителей
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» по адресу:
г. Киров, ул. Свободы 64 «а», каб. 113, или по телефону: 8 (8332) 35-52-53, пн.-пт. с 13.00 до 16.00,
а также по телефону «горячей линии» 8 (8332) 40-67-24, 8-800-707-60-43.



Возврат к списку новостей