Актуальные темы, cтатьи
Content
e-mail: kirov@sanepid.ru Сегодня: 28.03.2024
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области”
Все виды санитарно-эпидемиологических экспертиз, лабораторных исследований.
Защита прав потребителей.
ПРЕЙСКУРАНТ ПРЕЙСКУРАНТ
РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫРАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА УСЛУГИ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ


ОТЗЫВОТЗЫВ О РАБОТЕ ЦЕНТРА
ОТЗЫВОТЗЫВ О КАЧЕСТВЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОРГАНОМ ИНСПЕКЦИИ

Актуальные темы, статьи

26.11.2021

Правовые основания для возврата некачественного товара


Отношения, возникающие между потребителем и продавцом, изготовителем,  импортером  при продаже товаров регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон РФ № 2300-1), обеспечивающим право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для здоровья и жизни потребителя.

Если покупатель обнаружил недостатки в товаре, он вправе потребовать  замены на товар той же марки и модели или на товар другой марки и модели, но с перерасчетом цены, а также незамедлительного и бесплатного устранения недостатков купленного товара или возмещения расходов на его ремонт. Законом также установлено право потребителя на отказ от исполнения договора купли-продажи товара и возврат  уплаченных денежных средств. В этом случае покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить товар с недостатками. Обратите внимание на то, чтобы возврат товара был задокументирован (п.п.4,5 ст.503 ГК РФ; ст.18 Закона РФ № 2300-1).

Если товар является технически сложным (например, это автомобили, мотоциклы, системные блоки, компьютеры, ноутбуки), вы вправе требовать возврата уплаченных за него денег (независимо от существенности недостатков) в течение 15 дней со дня передачи вам товара. Указанный срок исчисляется с даты, следующей за днем передачи товара. Позднее вы можете предъявить указанные требования лишь в определенных случаях:
  • при обнаружении существенных недостатков товара (существенным признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки);
  • в случае нарушения продавцом установленных сроков устранения недостатков товара (срок устранения недостатков товара не может превышать 45 дней);
  • если из-за неоднократного устранения различных недостатков товар невозможно использовать более 30 дней (в совокупности) в течение любого года гарантийного срока.

Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением  Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 924.

Обратите внимание, что дефект может присутствовать в момент  покупки  товара  или проявиться в дальнейшем, главное, установить причину, по которой возник недостаток.

Для возврата некачественного товара рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:


Во-первых, убедитесь, что недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах 2-х лет со дня передачи Вам товара.

EU4kIBJIlbHRmA4WVNZk.r695x430.jpgСрок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Срок годности устанавливается на продукты питания, парфюмерно – косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и подобные товары, которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, либо которые в процессе хранения или использования теряют свои потребительские свойства, в результате чего становятся непригодными для использования по назначению.

Гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, взяв на себя возможные расходы по проверке качества и установлению причин возникновения недостатка. Это очень важно, поскольку потребительская экспертиза может стоить дороже самого товара, который оказался некачественным.

Срок службы товара — период, гарантированной производителем исправности и работоспособности товара.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи потребителю товара, если иное не предусмотрено договором. Однако, для сезонных товаров (обувь, одежда) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

Если продажа товара осуществляется дистанционным способом, через интернет, по почте либо каким-либо другим способом, то гарантийный срок товара исчисляется со дня доставки товара.

Если гарантийный срок в отношении товара не установлен либо составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, то вернуть его вы сможете, только если докажете, что недостатки товара возникли до его передачи вам или по причинам, возникшим до этого момента (п. 6 ст. 18, п. 5 ст. 19 Закона № 2300-1).


Во-вторых, предъявите письменную претензию продавцу.

contract-signing-finger-pointing-istock-695906972-2400.jpgПисьменная претензия составляется в свободной форме с указанием, в частности: данных получателя претензии (наименование, место нахождения, иная контактная информация); Ф.И.О., адреса и иной контактной информации заявителя; наименования товара, даты и места его приобретения, способа оплаты; обнаруженных недостатков, времени и обстоятельств их обнаружения; заявления об отказе от исполнения договора купли-продажи и требования о возврате уплаченной за товар суммы.

Рекомендуем приложить к претензии копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара. Однако отсутствие чека или иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. В этом случае потребитель в подтверждение приобретения и оплаты товара вправе ссылаться, например, на свидетельские показания (ст. 493 ГК РФ; п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1).

Целесообразно подготовить два экземпляра претензии. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Этот экземпляр претензии оставьте себе в подтверждение вашего обращения к продавцу.

При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме рекомендуем направить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, что позволит в случае необходимости подтвердить соблюдение претензионного порядка.

По общему правилу вывоз некачественного крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг, в том числе к месту его проверки, осуществляются силами и за счет продавца (п. 7 ст. 18 Закона № 2300-1).

Продавец должен направить вам ответ в отношении заявленных требований (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).


В-третьих, примите участие в проверке качества товара.

310.jpgПродавец (изготовитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец должен за свой счет провести экспертизу товара. Вы вправе присутствовать при ее проведении, а в случае несогласия с ее результатами можете оспорить выводы экспертов в судебном порядке.

Если экспертиза выявит, что недостатки товара возникли не по вине продавца, потребитель должен возместить продавцу расходы на проведение экспертизы и расходы по хранению товара и его транспортировке.

Срок возврата денег, уплаченных за некачественный товар, составляет 10 дней с момента предъявления требования потребителем (ст. 22 Закона № 2300-1).


В случае, если продавец откажется добровольно удовлетворить заявленные  требования либо оставит письменную претензию без ответа, потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Иск о защите прав потребителей может быть предъявлен по выбору истца в суд:
  • по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
  • по месту жительства или пребывания истца;
  • по месту заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ст.17 Закона № 2300-1).

Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. При цене иска более 1 млн руб. госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Обращаясь в суд с исковым заявлением о возврате уплаченных за некачественный товар денежных средств, можно дополнительно потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных потребителю в связи с продажей некачественного товара, в том числе разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент вынесения судом решения. При этом в случае отсутствия точно такого же товара указанная разница в цене должна определяться с учетом цены товара, наиболее приближенного по техническим характеристикам и параметрам к ранее приобретенному (п. 4 ст. 504 ГК РФ; п. 1 ст. 18, п. 4 ст. 24 Закона № 2300-1).

За нарушение предусмотренного срока возврата денег с продавца можно взыскать неустойку (пени) в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки (п.1 ст.23 Закона № 2300-1).
 
В случае удовлетворения судом требований потребителя, которые не были выполнены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца в пользу потребителя штраф в размере 50%  от присужденной судом суммы (п.6 ст.13 Закона № 2300-1).
 
Потребитель вправе также потребовать от продавца компенсации морального вреда. Компенсация морального вреда осуществляется исключительно в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий (который оценивается с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего), а также степени вины причинителя вреда (ст.15 Закона №2300-1).
 
При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с ответчика заявленные истцом судебные расходы, в частности расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы, связанные с производством по делу.

Дополнительные аспекты по вопросам защиты прав потребителей отражены в Пленуме Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Возврат к списку