Актуальные темы, статьи
Правовые основания для возврата некачественного товара
Если покупатель обнаружил недостатки в товаре, он вправе потребовать замены на товар той же марки и модели или на товар другой марки и модели, но с перерасчетом цены, а также незамедлительного и бесплатного устранения недостатков купленного товара или возмещения расходов на его ремонт. Законом также установлено право потребителя на отказ от исполнения договора купли-продажи товара и возврат уплаченных денежных средств. В этом случае покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить товар с недостатками. Обратите внимание на то, чтобы возврат товара был задокументирован (п.п.4,5 ст.503 ГК РФ; ст.18 Закона РФ № 2300-1).
- при обнаружении существенных недостатков товара (существенным признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки);
- в случае нарушения продавцом установленных сроков устранения недостатков товара (срок устранения недостатков товара не может превышать 45 дней);
- если из-за неоднократного устранения различных недостатков товар невозможно использовать более 30 дней (в совокупности) в течение любого года гарантийного срока.
Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 924.
Обратите внимание, что дефект может присутствовать в момент покупки товара или проявиться в дальнейшем, главное, установить причину, по которой возник недостаток.
Во-первых, убедитесь, что недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах 2-х лет со дня передачи Вам товара.
Во-вторых, предъявите письменную претензию продавцу.
Рекомендуем приложить к претензии копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара. Однако отсутствие чека или иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. В этом случае потребитель в подтверждение приобретения и оплаты товара вправе ссылаться, например, на свидетельские показания (ст. 493 ГК РФ; п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1).
Целесообразно подготовить два экземпляра претензии. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Этот экземпляр претензии оставьте себе в подтверждение вашего обращения к продавцу.
При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме рекомендуем направить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, что позволит в случае необходимости подтвердить соблюдение претензионного порядка.
По общему правилу вывоз некачественного крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг, в том числе к месту его проверки, осуществляются силами и за счет продавца (п. 7 ст. 18 Закона № 2300-1).
Продавец должен направить вам ответ в отношении заявленных требований (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).
В-третьих, примите участие в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец должен за свой счет провести экспертизу товара. Вы вправе присутствовать при ее проведении, а в случае несогласия с ее результатами можете оспорить выводы экспертов в судебном порядке.
Если экспертиза выявит, что недостатки товара возникли не по вине продавца, потребитель должен возместить продавцу расходы на проведение экспертизы и расходы по хранению товара и его транспортировке.
Срок возврата денег, уплаченных за некачественный товар, составляет 10 дней с момента предъявления требования потребителем (ст. 22 Закона № 2300-1).
В случае, если продавец откажется добровольно удовлетворить заявленные требования либо оставит письменную претензию без ответа, потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
- по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- по месту жительства или пребывания истца;
- по месту заключения или исполнения договора.
За нарушение предусмотренного срока возврата денег с продавца можно взыскать неустойку (пени) в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки (п.1 ст.23 Закона № 2300-1).
В случае удовлетворения судом требований потребителя, которые не были выполнены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца в пользу потребителя штраф в размере 50% от присужденной судом суммы (п.6 ст.13 Закона № 2300-1).
Потребитель вправе также потребовать от продавца компенсации морального вреда. Компенсация морального вреда осуществляется исключительно в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий (который оценивается с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего), а также степени вины причинителя вреда (ст.15 Закона №2300-1).
При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с ответчика заявленные истцом судебные расходы, в частности расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы, связанные с производством по делу.
Дополнительные аспекты по вопросам защиты прав потребителей отражены в Пленуме Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».