Вопрос-ответ
Content
e-mail: kirov@sanepid.ru Сегодня: 12.07.2024
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области”
Все виды санитарно-эпидемиологических экспертиз, лабораторных исследований.
Защита прав потребителей.
ПРЕЙСКУРАНТ ПРЕЙСКУРАНТ
РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫРАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА УСЛУГИ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ


ОТЗЫВОТЗЫВ О РАБОТЕ ЦЕНТРА
ОТЗЫВОТЗЫВ О КАЧЕСТВЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОРГАНОМ ИНСПЕКЦИИ

Вопрос-ответ

07.03.2024

О признании кредитного договора, заключенного дистанционным способом, недействительным.

Вопрос: На мою 18-летнюю дочь в дистанционном формате через смс банк оформил кредит на 30 000 рублей. Данные денежные средства одномоментно с оформлением кредита были переведены неустановленными лицами на неизвестный нам другой счет в другом банке. В настоящее время банк требует с нас ежемесячную плату по кредиту, который по факту мы не брали. Что делать в такой ситуации?

Ответ: В данной ситуации первоначально следует написать в адрес банка письменную претензию с требованием проверки законности оформления на вас кредита дистанционным способом, а также следует незамедлительно обратиться в органы полиции.

Далее, если вопрос не решен, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о признании кредитного договора, оформленного на вашу дочь, недействительным с применением последствий недействительности сделки. При составлении искового заявления обратите внимание на судебные решения - определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 23 мая 2023 № 85-КГ23-1-К1 и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2022 г. N 2669-О.

Законодательством о защите прав потребителей установлены специальные требования к заключению договоров, направленные на формирование у потребителя правильного и более полного представления о приобретаемых (заказываемых) товарах, работах, услугах, позволяющего потребителю сделать их осознанный выбор, а также на выявление действительного волеизъявления потребителя при заключении договоров, и особенно при заключении договоров на оказание финансовых услуг.

Обязанность исполнителя своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, предусмотрена также статьей 10 Закона о защите прав потребителей.

В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги), имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12 Закона о защите прав потребителей). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей). При дистанционных способах продажи товаров (работ, услуг) информация должна предоставляться потребителю продавцом (исполнителем) на таких же условиях с учетом технических особенностей определенных носителей.

Обязанность доказать надлежащее выполнение данных требований по общему правилу возлагается на исполнителя (продавца, изготовителя).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2022 г. N 2669-О указано, что в большинстве случаев телефонного мошенничества сделки оспариваются как совершенные под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом. При рассмотрении таких споров особого внимания требует исследование добросовестности и осмотрительности банков. В частности, к числу обстоятельств, при которых кредитной организации в случае дистанционного оформления кредитного договора надлежит принимать повышенные меры предосторожности, следует отнести факт подачи заявки на получение клиентом кредита и незамедлительная выдача банку распоряжения о перечислении кредитных денежных средств в пользу третьего лица (лиц).

Получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг, в частности при оформлении кредитных договоров дистанционным способом, можно в консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» по телефону 8(8332) 35-52-53, а также ежедневно в рабочие дни с 10.00 до 12.00 по телефону «горячей линии» 8-800-707-60-43.


Возврат к списку