Актуальные темы, статьи
Защита потребителей от неправомерного сбора персональных данных
Многие потребители сталкиваются с ситуациями, когда в магазинах сотрудники просят предоставить персональные данные при оформлении покупки или возврате денежных средств, например в случае если товар оказался некачественным. В ряде случаев данное требование не является обоснованным. Но есть и ситуации, когда обязанность предъявлять свои персональные данные установлена законом.
По общему правилу, согласно п. 4 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.
Указанная норма Закона о защите прав потребителей принята относительно недавно (с 1 сентября 2022 года) и призвана ограничить практику принудительного или непрозрачного, неосознанного сбора персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением и исполнением договора.
Персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу, по которой его можно идентифицировать. Например, имя, адрес, номер телефона, а также паспортные данные, сведения о семейном положении и детях, сведения о месте рождения.
Подчеркнем, что нововведение касается только случаев, когда предоставление персональных данных не предусмотрено законодательством РФ и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг). Например, при оформлении доставки продавцу важно знать номер телефона и адрес заказчика (в противном случае он не может предоставить заказанную услугу), но совсем не обязательно знать его электронную почту.
Итак, в некоторых случаях требование о предоставлении персональных данных правомерно в силу закона. Приведем ряд примеров:
Совет потребителю: В спорных ситуациях, когда есть подозрение, что сбор персональных данных неправомерен, покупатель вправе потребовать объяснить причины письменно или устно. В случае, когда запрос направлен в письменной или электронной форме, продавец (исполнитель, владелец агрегатора) должен предоставить такую информацию в течение семи дней со дня предъявления указанного требования. При предъявлении потребителем требования о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, в устной форме такая информация должна быть предоставлена незамедлительно (п. 4 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Ответственность для бизнеса за принудительный сбор персональных данных установлена ч. 7 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях . Так, за отказ заключить, исполнить, изменить или расторгнуть договор с потребителем в связи с его отказом предоставить персональные данные должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 5 000 до 10 000 руб., а организация - от 30 000 до 50 000 руб.
Получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей, в частности при предоставлении персональных данных, можно в консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» по телефону 8(8332) 35-52-53, а также ежедневно в рабочие дни с 10.00 до 12.00 по телефону «горячей линии» 8-800-707-60-43.