Актуальные темы, статьи
Памятка потребителю: Ремонтируем автомобиль в автосервисе
Исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Если исполнителем является индивидуальный предприниматель, то потребителю должна быть предоставлена информация о государственной регистрации, с указанием наименования зарегистрировавшего его органа. Такая информация должна быть размещена на вывеске.
Нормативные документы, которыми должны руководствоваться автосервисы при оказании услуг:
— Гражданский кодекс РФ;
— Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1(далее-Закон);
— Правила оказания услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001г. № 290.
Какую информацию об оказываемых услугах (работах) должен довести до потребителя исполнитель?
— перечень оказываемых услуг (выполняемых работ);
— цены на услуги (работы);
— цены на используемые запчасти и материалы;
— сведения о порядке и форме оплаты;
— гарантийные сроки, если установлены;
— сведения о сроках выполнения заказа;
— указание на конкретное лицо, которое оказывает услуги (работы), если это имеет значение.
Кроме этого, исполнитель обязан предоставить потребителю для ознакомления информацию:
— Правила оказания услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортного средства;
— образец договора, заказ-наряда, приемосдаточного акта, квитанции, талона и других оформляемых документов.
После оказания услуги (выполнения работы) до сведения потребителя должна быть доведена информация о правилах и условиях эффективного и безопасного использования результатов выполненной работы.
Что необходимо знать потребителю при заключении договора на оказание услуг (работы) автосервисом?
Потребитель, не являющийся собственником автомототранспортного средства, предъявляет документ, подтверждающий право на его эксплуатацию.
Обратите внимание! Договор (заказ-наряд, квитанция и т.д.) заключается в письменном виде в двух экземплярах, один из которых передается потребителю. Какие сведения должны быть указаны в договоре на оказание услуг (выполнение работ)?
Договор (заказ-наряд, квитанция и т.д.), заключаемый в письменном виде, должен содержать следующие сведения:
1. фирменное наименование и юридический адрес исполнителя (для индивидуального предпринимателя – ФИО и сведения о государственной регистрации);
2. ФИО, телефон, адрес потребителя;
3. дата приема заказа и срок его исполнения;
4. цена услуг (работ), порядок оплаты;
5. марка, модель автомототранспортных средств, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;
6. цена автомототранспортного средства;
7. перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;
8. перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем;
9. гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены;
10. должность, ФИО лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись и подпись потребителя;
11. могут быть указаны иные данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполнением работ).
По требованию потребителя или исполнителя на оказываемые услуги (работы) может быть составлена смета, которая является частью договора.
Помните! Автосервис не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги (выполнять работы) за плату, а также обуславливать оказание одних услуг (работ) обязательным исполнением других. Потребитель вправе отказаться от оплаты оказанных без его согласия услуг (выполненных работ).
Что такое приемосдаточный акт?
Действия потребителя при нарушении исполнителем сроков оказания услуг (выполнения работ)
В случае нарушения сроков оказания услуг (выполнения работ) потребитель по своему выбору вправе (ст. 28 Закона):
— назначить исполнителю новый срок;
— поручить оказание услуги (выполнения работы) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
— потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
— отказаться от исполнения договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением сроков. Кроме того, в случае нарушения сроков оказания услуг (выполнения работ) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере 3 процентов цены оказания услуги (работы). Сумма неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида услуги (работы) или общей цены заказа, если цена отдельного вида услуги (работы) не определена договором.
Действия потребителя в случае обнаружения недостатков оказанных услуг (выполненных работ)
Потребитель в соответствии со ст.29 Закона в случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:
— безвозмездного устранения недостатков;
— соответствующего уменьшения установленной за работу цены;
— безвозмездного повторного выполнения работы;
— возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки услуги (работы) не устранены или обнаруженные недостатки являются существенными.
Внимание! Недостатки оказанной услуги (выполненной работы) устраняются исполнителем в назначенный потребителем разумный срок. Требования потребителя подлежит удовлетворению в десятидневный срок со дня его предъявления.
Когда могут быть предъявлены требования, связанные с недостатками услуги (работы)?
Требования могут быть предъявлены:
— в ходе оказания услуги (выполнения работы);
— при принятии оказанной услуги (выполненной работы);
— в течение гарантийного срока;
— при отсутствии гарантийного срока, в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия услуги (работы). При этом потребитель должен доказать, что недостатки возникли до принятия результата услуги (работы).
При возникновении между потребителем и исполнителем разногласий по поводу недостатков оказанной услуги (выполненной работы) в пределах гарантийного срока или их причин возникновения исполнитель обязан по своей инициативе или по требованию потребителя направить транспортное автомототранспортное средство на экспертизу, и оплатить ее проведение. Если экспертизой будет установлено отсутствие нарушений со стороны исполнителя, то потребитель обязан возместить расходы, связанные с ее проведением. В случае несогласия с результатами экспертизы - потребитель вправе обжаловать заключение эксперта в судебном порядке.
Будьте бдительны!
1. Не спешите пользоваться услугами автосервиса, если исполнитель отказывается предоставлять необходимую информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах), в том числе сведения об исполнителе, а также заключать письменный договор.
2. Потребитель вправе в любое время проверять ход и качество оказания услуг (выполнения работ), не вмешиваясь в деятельность исполнителя.
3. Проверять вместе с исполнителем комплектность и техническое состояние автомототранспортного средства, а также объем и качество оказанной услуги (выполненной работы), исправность узлов и агрегатов, подвергшихся ремонту. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат услуги (работы), подмены составных частей, некомплектности и других недостатков потребитель обязан немедленно заявить об этом исполнителю. В случае выявления недостатков они должны быть отражены в приемосдаточном акте или ином документе, удостоверяющем приемку.