Актуальные темы, cтатьи
Content
e-mail: kirov@sanepid.ru Сегодня: 18.05.2024
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области”
Все виды санитарно-эпидемиологических экспертиз, лабораторных исследований.
Защита прав потребителей.
ПРЕЙСКУРАНТ ПРЕЙСКУРАНТ
РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫРАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА УСЛУГИ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ


ОТЗЫВОТЗЫВ О РАБОТЕ ЦЕНТРА
ОТЗЫВОТЗЫВ О КАЧЕСТВЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОРГАНОМ ИНСПЕКЦИИ

Актуальные темы, статьи

28.11.2013

Потребительский спрос в преддверии Нового Года

С приближением новогодних и рождественских праздников возрастает потребительский спрос, и чаще возникают спорные ситуации между потребителями и продавцами. В целях предупреждения «неприятных сюрпризов» специалисты Консультационного центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» рекомендуют потребителям взять на заметку следующую информацию.

1. Предновогодние распродажи: где искать подвох?

В преддверии Нового Года в целях привлечения большего количества покупателей многие продавцы расширяют свой ассортимент, устанавливают скидки на товары, проводят всевозможные акции и розыгрыши.
Чтобы избежать «неприятных сюрпризов» при выборе товара следует внимательно ознакомиться с прилагаемой к нему информацией, проверить работоспособность и комплектность товара.
В противном случае может возникнуть ситуация, когда, например, не проверив при упаковке и продаже качество товара, при распаковке и подключении его дома потребитель обнаруживает трещины, сколы, отсутствие запасных частей, руководства по пользованию и пр.

Предновогодняя торговля - время всевозможных скидок, и зачастую, в некоторых магазинах отказываются принимать претензии потребителей относительно качества товара, ссылаясь на то, что товар, приобретенный со скидкой, обмену и возврату не подлежит. Данная позиция продавцов неправомерна, т. к. на товары, приобретенные со скидкой, распространяются общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей», и, соответственно, при обнаружении недостатка потребитель вправе предъявить любое из требований, предусмотренных Законом (замена товара ненадлежащего качества,  соразмерное уменьшение покупной цены, незамедлительное устранение недостатков, возврат денежных средств).

При покупке товара с одновременным вручением подарков (например, покупая холодильник, блендер в подарок), потребителю следует знать, что на товары, приобретаемые в качестве подарков, Закон РФ «О Защите прав потребителей» не распространяется, так как подарки приобретаются на безвозмездной основе.

2. С чем кировчане чаще всего обращаются к адвокатам и специалистам? Всегда ли прав клиент?

Значительную долю всех обращений составляют обращения граждан на ненадлежащее качество технически сложных товаров (сотовые телефоны, планшетные компьютеры, телевизоры и пр.), а также нарушения прав потребителей при оказании бытовых и жилищно-коммунальных услуг. С наступлением осенне-зимнего сезона учащаются обращения по поводу некачественной обуви, верхней одежды (шуб, дубленок и пр.). Однако, не во всех случаях требования покупателя подлежат удовлетворению продавцом.

Например, не подлежит возврату обувь надлежащего качества, не подошедшая по размеру, если  обувь уже ношена, т.е. имеются следы эксплуатации товара.

3. Самые распространенные ошибки потребителей – покупателей.

К типичным ошибкам покупателей можно отнести:
  1. предъявление требований продавцу в устной форме без оформления письменной претензии.
  2. осуществление проверки качества товара ( диагностика в сервисных центрах) без участия ( личного присутствия)  потребителя.
  3. невнимательная проверка товара или полное отсутствие его осмотра на стадии выбора и оформления покупки, в результате уже при использовании обнаруживаются скрытые дефекты (сколы, трещины, неработоспособность отдельных элементов), а в некоторых случаях, когда товар приобретается в кредит, потребитель не догадывается о том, что в сумму кредита включена сумма за страхование жизни и здоровья, и с ним, помимо кредитного договора, заключен еще и договор страхования жизни и здоровья.
  4. поверхностное ознакомление с информацией о товаре. Например, при покупке сотового телефона  покупатель не ознакомился с информацией о том, что данный телефон можно использовать только с сим-картой оператора ОАО «МТС».

4. Куда обратиться, если вас обманули. Что при себе иметь?

В случае нарушения прав потребителей (обнаружение недостатка, недостоверная информация о товаре, обман) в первую очередь следует обратиться к продавцу с письменной претензией в двух экземплярах, один из которых с отметкой о вручении оставить у себя.  На рассмотрение претензии Законом установлены соответствующие сроки (возврат товара -  10 дней, замена – 7 дней, гарантийный ремонт – 45 дней).
В случае если претензия проигнорирована или  нарушены сроки удовлетворения заявленных требований, можно обратиться в контролирующие органы для принятия мер административного реагирования (Роспотребнадзор, Россельхознадзор и др.) и в суд.
При обращении в суд по делам о защите прав потребителей граждане освобождены от уплаты госпошлины. Кроме того, в какой  суд обращаться, потребитель вправе определить по своему выбору в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» (по месту своего жительства, по месту нахождения ответчика или по месту заключения договора).

При этом желательно прикладывать к обращению копии документов, подтверждающих факт покупки товара, а также иные документы, свидетельствующие о  нарушении прав потребителя (заключение эксперта, копии актов о проведении ремонта).

5.  Правила и условия обмена и возврата товара

С требованием о возврате или замене товара потребитель вправе обратиться к продавцу в течение двух лет с момента покупки товара вне зависимости от того, был ли установлен гарантийный срок или нет.
Но лучше обратиться в пределах гарантийного срока, так как в этом случае бремя доказывания причин возникновения недостатков лежит на продавце (проверка качества товара, экспертиза и иные доказательства). При обращении за пределами гарантийного срока доказывать причины возникших  дефектов должен потребитель.

Важным моментом при возврате  и замене товара является проверка его качества. Здесь потребителю следует воспользоваться своим правом на участие при проведении проверки качества товара согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». О данном намерении необходимо указать в письменной претензии продавцу.

Также следует помнить, что закон предусматривает отдельные сроки для удовлетворения каждого из требований:
  • Возврат денежных средств – 10 дней
  • Замена товара – 7 дней
  • Гарантийный ремонт – не более 45 дней
  • Уменьшение цены – 10 дней
В эти же сроки должна быть проведена продавцом проверка качества товара и/или его экспертиза (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Возврат к списку